Page 291 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 291
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
О НЕКОТОРЫХ НОВЫХ ПОДХОДАХ К КЛАССИФИКАЦИИ
АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ.
О.Н. Алексеев
к.т.н., Государственный инспектор по безопасности полетов
Госавиаслужбы Украины
И.М. Буцик
к.п.н., начальник центра контроля производственной деятельности
Государственного предприятия обслуживания воздушного движения
Украины
Основной целью классификации авиационных событий, по всей
вероятности, является статистическое распределение событий по степени
величины потерь и степени риска опасности полета ВС. Это важно для
обобщенных оценок и выработки обобщенных типовых рекомендаций.
Кроме того, классификация позволяет вносить элемент статистической
оценки уровня состояния безопасности полетов в контуре субъекта от
экипажа до всей авиационной отрасли.
Перед началом расследования при недостатке материала
определить серьезность события и дать ему точную квалификацию не
всегда представляется возможным. Поэтому классификатор авиационных
происшествий лучше применять к расследованным событиям, давая им
четкую и однозначную, неизменную квалификацию после расследования,
когда доказана достоверность всех аспектов событий.
В перспективе можно разработать алгоритм прецизионной оценки
события, учитывая максимально возможное количество факторов:
комбинации событий, обстоятельств и статистической вероятности
неблагоприятных исходов по имеющейся начальной информации. Но
такой подход возможен при наличии мощной статистической базы
данных и автоматизации процесса расследования АП в общем.
Если отойти от понятия классификатора, как основания
делегирования прав расследования субъекту, то острой необходимости в
квалификации АП перед расследованием вообще нет, и это не догма!
Настоящим предлагается не классифицировать события перед
расследованием, а определить событие как Нормальное и Абнормальное.
Область нормальных событий определяет значения параметров
полета в заданной эксплуатационной норме – и являются Нормальными.
События Абнормальные – при возникновении которых:
– от экипажа требуется применение дополнительных ресурсов для
дальнейшего удержания полета в эксплуатационной норме;
– происходит отклонение полета, собственно пространственно-
временной траектории от эксплуатационной нормы;
– имеется наличие опасности ВС или другому ВС при полете
данного ВС.
Третий вариант больше относиться к группе событий нарушения
правил использования воздушного пространства, когда на борту все
289 Сборник №26