Статьи

Статьи сборников, публикации членов Общества

31-17. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

А.С. Дяченко, член Совета ОРАП, МАК

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Прошедшие десятилетия сопровождались непрерывным развитием технологий матриц сенсоров цифровых камер и энергонезависимой памяти, что способствовало удешевлению и, как следствие, к широкому распространению цифровых камер, как и в персональных электронных устройствах (мобильные телефоны, портативные камеры, планшетные компьютеры) так и в системах видеонаблюдения. Все чаще лаборатория Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК) сталкивается с необходимостью исследования видеозаписей, запечатлевших полет ВС, окончившийся авиационным происшествием (АП). Целью таких исследований является определение траектории полета и углов пространственной ориентации воздушного судна (ВС), что в свою очередь обеспечивает возможность расчета ряда дополнительных параметров полета. Данный процесс, в рамках статьи будет называться фотограмметрическим анализом.

30-10. НОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НТЦ МАК

лаборатория МАКА.С. Дяченко
член Совета ОРАП, МАК
Р.С. Секлетов
член Совета ОРАП, МАК
С.В. Зайко
член Совета ОРАП, МАК

В начале 2018 года Научно-технический центр Межгосударственного Авиационного Комитета открыл новую лабораторию по восстановлению информации с современных бортовых регистраторов, бортовых устройств навигации и управления, персональных электронных устройств, получаемых с мест авиационных происшествий.
Концепция создания новой лаборатории была сформирована в результате проведенных научно-исследовательских работ, научно-технических разработок, а также на основе опыта, полученного в ходе расследований и, особенно, в ходе регулярных встреч и обмена опытом с коллегами из ведущих органов расследования других стран (Франции, США, Великобритании и др.), в том числе в рамках рабочей группы по самописцам IRIG. Несмотря на то, то к тому времени лаборатория МАК уже располагала минимально-необходимым инструментарием для проведения работ с микроэлектронными компонентами, ряд операций и технологий оставались для нас недоступными. В этой связи было принято решение по созданию нового лабораторного пространства с объединением там нескольких зон, необходимых для проведения работ по осмотру, вскрытию бортовых регистраторов и других устройств, копированию информации, а также для безопасной и квалифицированной работы с микроэлектронными элементами. Проектированием нового пространства занимались специалисты нашей лаборатории.

31-24. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ КОРПУСОВ ОСЕВОГО ШАРНИРА 286-3914-261 РУЛЕВОГО ВИНТА

Ю.А. Коптев, Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, АО «МВЗ им. М.Л. Миля», Л.И. Андреева, АО «МВЗ им. М.Л. Миля»

Одной из основных составляющих комплексных мероприятий, направленных на обеспечение безотказной работы авиатехники, является надежная оценка технического состояния агрегатов, характеризующая их правильность функционирования в пределах допустимой степени образования повреждений деталей и их сопряжений при установленных ресурсах. Вследствие того, что летательные аппараты представляют собой множество взаимодействующих между собой конструктивных узлов и систем, поиск неисправностей (выявление предотказного состояния) и оценка технического состояния в процессе эксплуатации и ремонта представляют собой довольно сложную задачу.

30-11. О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА АГРЕГАТА УПРАВЛЕНИЯ УГ166 2 № 0900090, ПРИВЕДШЕГО К АВИАЦИОННОМУ ИНЦИДЕНТУ С САМОЛЕТОМ ТУ-204-100 RA-64017 (ПРИ ПОСАДКЕ РАЗРУШЕНИЕ ДВУХ ШИН НА ЗАДНЕЙ ОСИ ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ)

УГ166 Ту-204А.А. Тушенцов
начальник сектора Авиарегистра России

09.12.2016 при выполнении рейса по маршруту Махачкала-Домодедово на самолете Ту-204-100 RA-64017 АО «Ред Вингс» после посадки обнаружено разрушение двух шин на задней оси левой основной опоры шасси.
При проверке на земле по ТК 032.40.00В основной системы торможения в режиме автоматического торможения выявлено скачкообразное изменение давления в задней паре колес левой опоры шасси. Комиссия по расследованию пришла к выводу об отказе агрегата управления УГ166 2 № 0900090.
В Авиарегистр России поступил на исследование агрегат управления УГ166 2 № 0900090 с самолета Ту 204 RA 64017 АО «Ред Винг» в связи с инцидентом (разрушение двух пневматиков задней оси левой основной опоры шасси при посадке), происшедшим 09.12.2016 в аэропорту Домодедово.
Агрегат управления УГ166 2 № 0900090 выпуска 01.11.2000 ОАО «АК Рубин» наработал с начала эксплуатации 16740 часов (6196 посадок).

30-08. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ИНЦИДЕНТОВ С УЧАСТИЕМ ПТИЦ

С.К Рыжов
руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии в составе компании «Два Крыла» (ООО)

Специалисты Отраслевой группы авиационной орнитологии на протяжении многих лет (в 2017 г. ОГАО отметала 50-летие своей исследовательской деятельности) изучают материалы расследований инцидентов и авиационных происшествий (АП) с участием птиц, но с 1991 года, по известным причинам, эта работа касается преимущественно авиационных событий имевших место в российской гражданской авиации. Поэтому, и замечания по текущей ситуации, связанной с расследованиями, будут сделаны на основании рассмотрения российского информационного материала. Необходимо особо отметить, что проблема предотвращения столкновений с птицами в авиации и, соответственно, вопросы, связанные с расследованием подобных случаев имеют крайне высокую специфичность, поскольку, в основе своей имеют взаимодействие между сложными техническими устройствами, созданными и управляемыми человеком, с одной стороны, а с другой стороны, с биологическими объектами, отличающимися сложным поведением и высокими адаптивными способностями.

30-12. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ ГОЛОВКИ 42Д.4111 93 ЦИЛИНДРА АМОРТИЗАТОРА ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ 42Д.4111 0 01 САМОЛЕТА ЯК 42Д RA 42373 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 13.05.2017)

опора шасси Як-42ДА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
Г.А. Гуреев
Начальник сектора Авиарегистра России
И.А. Илларионов
Ведущий инженер Авиарегистра России

13.05.2017 после выполнения рейса по маршруту Челябинск – Москва на самолете Як-42Д RA-42373 обнаружены разрушения головки 42Д.4111 93 цилиндра левой опоры шасси 42Д.4111-0-01, кронштейна крепления гидрошарниров и передней по полету бронзовой втулки головки 42Д.4111-93.
На исследование поступила головка 42Д.4111 93 цилиндра амортизатора левой опоры шасси самолета Як 42Д RA 42373, принадлежащего ЗАО «АТ-Лизинг» и эксплуатируемого ООО «АК «Турухан». Одновременно с головкой цилиндра на исследование поступили кронштейн крепления цилиндра выпуска-уборки опоры, фрагмент раскоса и кронштейн крепления гидрошарниров (рис. 1 – 3).

30-09. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22869 ООО «АК СКОЛ»

Ми-8Т 22869 СколС.А. Якименко
Заместитель Председателя Комиссии по расследованию АП МАК, Председатель комиссии по расследованию АП

21.10.2016 при выполнении в ночных условиях коммерческого рейса по маршруту аэродром Уренгой – п. п. Сузун – аэродром Уренгой (на борту вертолета находились три члена экипажа и 19 пассажиров) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22869 ООО «Авиакомпания «СКОЛ» Экипаж и 16 пассажиров погибли, 3 пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести.
...
Из анализа результатов осмотра места АП; установленных фактов и обстоятельств полета; результатов проведенных математического моделирования и расчетов (по данным, зарегистрированным бортовой системой регистрации СДК-8 и системой регистрации звуковой информации МС-61); представленных данных о подготовке экипажа и организации летной работы в авиакомпании, медицинских документов, а также данных о техническом обслуживании ВС; результатов судебно-медицинских исследований, установлено:

30-13. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА DA-40NG RA-02602 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 06.09.2017)

опора шасси DA-40NGА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
И.А. Илларионов
Ведущий инженер Авиарегистра России
М.А. Тарасова
Инженер Авиарегистра России

06.09.2017 на посадочной площадке Красный Кут после выполнения учебно-тренировочного полета на самолете DA-40NG RA 02602 при заруливании на линию осмотра для замены экипажа произошло разрушение оси стойки поворотной вилки переднего колеса и повреждение воздушного винта.
На исследование поступили фрагменты передней опоры шасси p/n D44-3223-10-00X01 самолета DA-40NG RA-02602 ККЛУ ГА филиала ФГБОУ ВО УИ ГА.
Самолет DA-40NG RA-02602 выпуска Diamond Aircraft Industries (Австрия) 29.09.2013 наработал с начала эксплуатации 1358 часов (3571 посадку). Последнее периодическое техническое обслуживание самолета по 100-часовой форме выполнено 22.08.2017, последнее оперативное ТО выполнено 06.09.2017.
Передняя опора шасси p/n D44-3223-10-00X01 выпуска 27.06.2013 наработала с начала эксплуатации 3571 посадку. Последняя проверка передней опоры по бюллетеню MSB 40NG-020 проведена 29.08.2017 при наработке 3500 посадок.