31-03. АВИАКАТАСТРОФЫ В РОССИИ: ДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ИЗВЛЕКАЕМ УРОКИ!

АВИАКАТАСТРОФЫ В РОССИИ: ДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ИЗВЛЕКАЕМ УРОКИ!.
В.В. Козлов, доктор медицинских наук, профессор, член Совета ОРАП

Трагедия с самолетом авиакомпании «Аэрофлот» – лидером гражданской авиации страны заставила вновь «вспомнить» о безопасности полетов. Но об этом конкретном случае говорить рано т. к. событие расследуется. И молчать нельзя. Такая повторяемость авиакатастроф в стране не может оставить равнодушным никого. Наступило время взглянуть на прошлые трагедии с позиций системного подхода, оценить какое влияние они оказали на повышение безопасности полетов и авиационную систему в целом. Иначе нельзя, трагедии продолжатся. Отсюда и цель статьи – помочь власти решить актуальные проблемы гражданской авиации. Поэтому давайте проанализируем прошлые авиакатастрофы и уроки, которые из них не извлекли. Автор этих строк принимал участие в расследовании ряда из нижеперечисленных и других авиационных происшествий в качестве эксперта или консультанта.

Если начать отсчет с резонансной трагедии под Донецком (2006 г.), то затем последовали такие же резонансные трагедии под Пермью (2008 г.), Петрозаводском и Ярославлем (2011 г.), Тюменью и во Внуково (2012 г.), под Казанью (2013 г.), в Подмосковье (2018 г.) и последняя (дай Бог, чтобы она оказалась такой!) в аэропорту Москвы (5.05.19). И этот список авиакатастроф далеко не полный, т. к. не включает многочисленные трагедии, произошедшие с более «мелкими» ВС (вертолетами и самолетами), на которые даже отсутствует реакция власти. В него не вошли также аварии, в которых Всевышней, несмотря на преступно небезопасное функционирование авиационной системы, сохранял жизни пассажирам.

Реакция государства на катастрофы из-за частой их повторяемости уже хорошо отработана и реализуется по схеме: шумиха в СМИ с демонстрацией заботы о народе и высказыванием необоснованных инициатив, соболезнования, выплаты, расследование и … никаких радикальных действий по совершенствованию патологически функционирующей авиационной системы до следующей трагедии! А затем все сначала. Такое отношение государства к авиационным происшествиям привело к тому, что, называя себя великой, Россия по состоянию безопасности полетов в гражданской авиации опустилась до уровня африканских стран, а возможно уже и ниже. С развитыми государствами сравнение просто неуместно. Достаточно сказать, что каждый год авиалайнеры с пассажирами там не падают. Более того, есть авиакомпании, которые на протяжении нескольких десятилетий (даже с момента создания) не имеют аварий, а не то что катастроф. И такое состояние дел никого из руководителей страны действенно (!!!) не тревожит. Власть молча взирает, как гражданская авиация превращается в инструмент геноцида собственного народа. Никаких системных изменений в гражданской авиации, как не было, так и нет. И это несмотря на многочисленные резонансные катастрофы! Удивляет то, что даже гибель людей не служит для этого поводом!!! Боль авиаторов-ветеранов о печальном состоянии безопасности полетов, звучащую в СМИ и на совещаниях разных уровней, никто не воспринимает. Все это не может не вызывать тревогу за будущее гражданской авиации страны. Пока оно видится весьма мрачным.

Материал доступен по подписке. Сборник №31.2019. ISBN 978-5-9904073-8-1