Статьи

Статьи сборников

29-14. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ БАЛКИ ТЕЛЕЖКИ ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА BOEING-767-300 VQ-BUO (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.Л. Тушенцов. Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский. Начальник отдела Авиарегистра России, д.т.н.
Г.А. Гуреев. Начальник сектора Авиарегистра России
И.А. Илларионов. Ведущий инженер Авиарегистра России

26.02.2016 при выполнении рейса по маршруту Москва-Бангкок в процессе руления на исполнительный старт самолета Boeing-767-300 VQ-BUO произошла внезапная остановка ВС с левым кренением. При проведении осмотра самолета обнаружено разрушение балки тележки левой опоры шасси в зоне узла ее крепления к штоку амортизатора.

29-17. О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА МИ-8АМТ RA-25521 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА 25.11.2015 ПО МАРШРУТУ О. СРЕДНИЙ – ХАТАНГА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, доктор технических наук
А.А. Тушенцов
Начальник сектора Авиарегистра России

25.11.2015 при выполнении на вертолете Ми-8АМТ RA 25521 полета по маршруту о. Средний – Хатанга произошел отказ ножного управления. Вертолет не реагировал на отклонение педалей ножного управления.
Комиссией по расследованию при осмотре вертолета после посадки в аэропорту Хатанга было обнаружено следующее.
На шпангоуте № 16 ЦЧФ разрушен кронштейн 8МТ.0360.000.023 крепления направляющих текстолитовых колодок тросов ножного управления вертолета (рис. 1 – 3). Три троса ножного управления рассоединены, четвертый трос (правый нижний) ослаблен (рис. 4). Винтовые втулки правого верхнего и левого нижнего тандеров после вывинчивания наконечников тросов упали в нижнюю часть хвостовой балки (рис. 5). У левого верхнего тандера резьбовой наконечник заднего троса навинчен на последние витки резьбы втулки, наконечник переднего троса выкручен полностью (см. рис. 3). На наконечниках правых верхнего и нижнего тандеров сохранились фрагменты разрушенной контровочной проволоки КО 0,8 (см. рис. 4). Резьбовые участки втулок и наконечников тандеров не повреждены. Все текстолитовые направляющие тросов имеют повреждения и износ.

29-13. СВЕРХМНОГОЦИКЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРИВОДА И КОРОБКИ ПРИВОДОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ПС-90А

А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, з. д. н. РФ, д. т. н.
А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России
М.А. Солдатенкова
Начальник сектора Авиарегистра России

Обобщение опыта эксплуатации зубчатых колес редукторов, которые на разных этапах претерпели разрушения в эксплуатации, показало следующее. Во многих случаях из-за наличия, например, дефекта материала, или из-за выкрашивания зубьев венца колеса, а также по другим причинам наработка в эксплуатации зубчатого колеса к моменту его разрушения составляет более 109 циклов. Это означает, что разрушения зубчатых колес реализуются, как правило, в области сверхмногоцикловой усталости.

29-19. НАРУШЕНИЕ РАСХОДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ ПРИЧИНА ОТКАЗА РУЛЕВОГО ПРИВОДА ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА

В одной из воинских частей при выполнении полета на самолете типа Су-27 летчик обнаружил загорание и мигание одной из кнопок-ламп на пульте управления системой дистанционного управления самолета. При нажатии летчиком на конку мигание не прекратилось, что свидетельствовало об отказе одного подканала рулевого привода в продольном канале системы управления. Летчик прекратил выполнение задания и вернулся на аэродром вылета.

29-15. О ПРИЧИНАХ МАССОВОЙ ОТБРАКОВКИ ПО ТРЕЩИНАМ ПОЯСОВ КРЕПЛЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ НАВЕСКИ СТАБИЛИЗАТОРОВ САМОЛЕТОВ ТИПА RRJ-95 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, доктор технических наук
А.А. Тушенцов
Начальник сектора Авиарегистра России

22.12.2016 в ПАО «Аэрофлот» при проведении детального осмотра узлов крепления кронштейнов навески стабилизатора согласно решению АО «ГСС» от 22.12.2016 № RRJ0000-OR-470-9582 на самолете RRJ 95В RA-89017 были обнаружены трещины на проушинах нижних поясов Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С.
По решению Росавиации пояса с трещинами направлены в Авиарегистр России для исследования.
23.12.2016 в ФГБУ «АСК МЧС России» при проведении разового контроля узлов крепления кронштейнов навески стабилизатора на самолете RRJ-95LR-100 RA-89067 обнаружена трещина на перемычке проушины правого нижнего пояса Т7.92.3100.144.002.73/С. По решению начальника ТСЦ АО «ГСС» пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С (с трещиной) направлены на исследование в Авиарегистр России.

29-20. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕГУЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА-ИСТРЕБИТЕЛЯ В СВЯЗИ С АВИАЦИОННЫМ СОБЫТИЕМ

Комплексный электронный регулятор двигателя КРД предназначен для работы в составе электронно-гидравлической системы автоматического управления полноразмерным двухвальным газотурбинным двигателем и управления панелью воздухозаборника.
В апреле 2016 года после выполнения подготовки к повторному вылету на самолете, находящемся под электрическим током в ожидании специалиста гарантийной бригады промышленности, вызванной вследствие наличия в предыдущем полете команд, сигнализирующих о неисправности КРД правого двигателя, произошел самопроизвольный запуск ГТДЭ авиационного двигателя при закрытой створке выхлопа турбостартера, с последующим взрывом скопившейся в отсеке топливовоздушной смеси.

29-16. РАЗРУШЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕФЕКТОВ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, доктор технических наук
А.А. Тушенцов
Начальник сектора Авиарегистра России
М.А. Тарасова
Инженер отдела Авиарегистра России

В статье рассмотрены три случая разрушения авиационных трубопроводов самолетов Ан-124-100 RA-82044, DA 40NG RA 02638 и вертолета Ми-8Т RA-22624.
1. Трубопровод 1.4000.5635.001.212 самолета Ан-124-100 RA 82044.
05.07.2016 в городе Нешвилл (США) при выполнении рейса на самолете Ан-124-100 RA-82044 на исполнительном старте во время выполнения прогрева двигателей произошло убывание гидрожидкости и снижение давления во второй гидросистеме из-за разрушения трубопровода 1.4000.5635.001.212. Автоматически закрылся подпорный клапан РД-36 и загорелись табло «2ГС-НЕИСПРАВНА» и «2ГС-ОТКАЗ». Экипаж прекратил выполнение задания.

29-18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО АМОРТИЗАТОРА ОСНОВНОЙ ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА – БОМБАРДИРОВЩИКА

Из обстоятельств авиационного происшествия известно, что ночью в ПМУ при выполнении разбега на скорости 220-230 км/ч (около 1000 м от начала разбега) экипаж воздушного судна (ВС) заметил яркую вспышку слева внизу самолета, сопровождающуюся хлопком с возгоранием ВС, после чего самолет накренился и начал сходить с ВПП. Командир экипажа прекратил взлет, дал команду выключить двигатели. Через 1300 м от начала разбега самолет сошел влево на грунт с разворотом по курсу на 180 градусов через левую плоскость, за пределами ВПП остановился. Командир экипажа дал команду на покидание самолета.